Погода в Снежинске
Актуальное за неделю
Челябинская обл. Mail.ru
Климатологи пообещали жител ...
Аномально высокая температура воздуха в январе в последний раз отмечалась на территории Челябинской области более двадцати лет назад

Участники конфликта на стоя ...
Пострадавших увезли на скорой

Челябинский облсуд продлил ...
Суд отказал стороне защиты в изменении меры пресечения на запрет определенных действий

Чемпион подал Текслеру идею ...
Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов предложил пригласить звезд российского спорта на игры стран БРИКС, которые ...

Проект конгресс-холла на бе ...
За чей счет переделывать проект, власти решат с инвестором

Глава Челябинска рассказала ...
Инстаграм для главы Челябинска Натальи Котовой не дань моде, а инструмент общения с людьми

Календарь публикаций
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Н.Г.Палкин – первый директор первой школы города.

«Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»


Эти слова, хорошо известные людям старшего поколения, можно отнести к жизни Николая Георгиевича Палкина, в которой, и это не будет преувеличением, не было ни дня, прожитого попусту.

Но как бы там ни было, придя в школу, остался Николай Георгиевич в ней навсегда.
Поработав немного школьным там библиотекарем, а в 1937 он становится пионервожатым.
Здесь и проявился его врожденный талант организатора коллективных дел школьников. Неистощимый на выдумку, умеющий делать буквально всё (даже играть на гармошке), что должен уметь парень, готовый помочь каждому, сделали его в селе настоящим детским вожаком.

В 1938 году, он становится учителем и студентом педагогического техникума. Но в жизни, кроме работы по призванию, есть и работа по приказу. И самая главная работа – служба в Красной Армии, куда он был призван накануне войны.
Его войну можно назвать скоротечной, тяжёлой, жестокой.

В апреле 1941 с Урала он отправлен во Владивосток в учебный отряд краснофлотцев – подводников, а уже в августе отправлен на Волховский фронт в составе морской бригады.
Задачей войск фронта было не допустить прорыва финских войск, соединения их с немецкой армией и замыкания второго кольца окружения Ленинграда.
Артиллерийский дивизион должен был часто менять позиции на переднем крае наших войск и подавлять огневые точки противника.

Во время очередного обстрела, 12 апреля 1942, Николай Георгиевич был тяжело ранен осколком финской мины.
Трудно, опасно и страшно быть на передовой…
Но можно выдержать, если ты физически крепок и вынослив.
Но самое жуткое – это госпиталь.
Выдержать всё это и помочь выжить могут только военные медики, их опыт и оперативность.
Только благодаря профессионализму генерала медицинской службы, отправившего раненого на срочную операцию, Николай Георгиевич остался жив. Завершилась его солдатская служба награждением медалью «За боевые заслуги» и заключением врачебной комиссии эвакогоспиталя 3866, признавшего его негодным к воинской службе как инвалида второй группы. Было это 22 августа 1942 года.

А в октябре он снова в школе, снова учитель. Учительский коллектив менялся в те годы часто. Работали учителя, люди, эвакуированные из центральных областей.
Были среди них опытные, у которых Николай Георгиевич не стеснялся учиться, перенимал их опыт.
Его отношение к работе и успехи были замечены, и в декабре 1945 года он назначается директором НСШ №4.
Что значит быть директором сельской школы в те послевоенные годы, сейчас мало кто представляет.
Не было ничего.
Ни тетрадей, ни учебников, а также чернил, стекла, краски и прочих материалов.
Но односельчане видели, как директор заботлив, как участлив с детьми и, как всегда в России, всем миром, школу обогревали, ремонтировали, покупали книги, пособия.
Очень скоро школа и по физическому состоянию, и по результатам учебного процесса стала лучшей в Каслинском районе.
А у директора хватало сил на продолжение своей учебы.
В 1946 году он, как и многие демобилизованные, заканчивает учительский институт, а в 1950 педагогический институт в г. Свердловске.

И тут его жизнь меняется и снова по приказу.
Есть такое жёсткое слово «надо», есть партийная дисциплина – и в январе 1950 года он назначается директором Сунгульской школы №7 ”для укрепления руководства”.
Так официально обозначена причина.
Никакие доводы, ни протесты односельчан не помогли. Но провожать директора в январский мороз пришло всё село.
Такое не забывается – и потому очень долго не мог привыкнуть к новому месту.
Необходимость же этого назначения в действительности была другая.
Там, в Сунгуле, создавалась знаменитая “Лаборатория В”.
Приезжали, специалисты, научные работники по радиационной биологии.
Были среди них и немецкие ученые.
И, конечно же, хорошая школа была одним из условий стабильной работы закрытого научного центра.
Решить эту задачу и был призван Николай Георгиевич.
Решал её не только как директор.
Но и как знаток и ценитель природы уральской.
И тогда, и в более поздние годы он считал своим долгом показать приезжим её красоту, снимая, тем самым, психологическую напряженность у людей, оказавшихся на замкнутой территории.
И вскоре его коммуникабельность, восприимчивость всего нового, знание местных условий стали причиной нового назначения – начальником политотдела строящегося объекта п/я 150.
В этом качестве он прошёл школу выдающегося организатора и руководителя – Д.Е. Васильева. Школу государственного подхода к решению масштабных дел и заботы о людях.
Пример такой заботы Д.Е.Васильева – строительство первого здания города – школы № 119 (позднее – №124).
Только по его настоянию школа, пусть с недоделками, но была открыта 1 сентября 1957 года…

Что может быть труднее и, в то же время, интереснее, чем быть директором школы – новостройки в строящемся городе? Директор должен быть созидателем.
Таким качеством Николай Георгиевич обладал в полной мере.
Поступали в школу дети, приехавшие из разных мест, с разным отношением к учебе. Приходили учителя, опытные и начинающие.
И этот постоянно меняющийся состав надо было сплотить в коллектив.
Много существует способов и методик организации, но успех определяет личность директора. Уважение человека, вера в то доброе, что заложено в каждом – в этом педагогическая и жизненная позиция Николая Георгиевича.
Чтобы осуществить свой замысел не жалел директор ни сил, ни времени, ибо учительская работа – это работа души, а не деятельность по приказу.
”Счастье – это когда тебя понимают» - сказано в одном мудром фильме.
И такое понимание и поддержку Николай Георгиевич получал от Дмитрия Ефимовича, и, следовательно, от руководства института.
И, конечно, от родителей, которые видели, какую надежную подготовку получали в школе их дети. В те годы выпускники школы, окончив вузы, возвращались в город.
И этот конкретный результат работы школы был виден всем.
Нагляден был и другой результат.
Город рос, открывались новые школы, приезжали новые учителя.
И их знакомство с городом, с условиями и традициями начиналось со знакомства с учителями 124-ой, с ее творческой и жизнерадостной атмосферой.
И опять не будет преувеличением, если сказать, что и школа, и ее директор были «первым нашим университетом”.
Убедительный факт – за 30 лет директорства Николая Георгиевича 9 учителям школы были присвоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», 143 выпускника награждены Золотыми и Серебряными медалями «За особые успехи в учебе и примерное поведение».
И по праву можно сказать: Николай Георгиевич больше, чем «Заслуженный учитель».
Это Учитель из народа – и для народа!

Митинг у здания первой школы Снежинска, 1 сентября 2007 года








Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Авторизация
Важно ваше мнение
Оцените обновленный Снежинск.ру

Наши партнеры