Погода в Снежинске
Челябинская обл. Mail.ru
Полиция проверила несколько ...
Правоохранители угроз не обнаружили.

Власти предложили рэперу из ...
ЧЕЛЯБИНСК, 24 ноя - РИА Новости. Пресс-служба губернатора Челябинской области просит рэпера Гнойного извиниться за его слова про "столицу ...

В Челябинске эвакуировали ч ...
Из-за "бесхозных предметов".

В Челябинске эвакуированы с ...
ЧЕЛЯБИНСК, 24 ноября, ФедералПресс. Силовые структуры Челябинска ведут проверку в зданиях городской администрации и офисного комплекса ...

Эвакуировали здание админис ...
Только что стало известно о срочной эвакуации сотрудников администрации Челябинска.

В центре Челябинска эвакуир ...
Экстренные службы подъехали к офису с включёнными сиренами.

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
08 авг 16:18Отдыхай-ка

По Бажовским местам... Часть 1

Давайте пройдем по следам Бажовских сказов, послушаем легенды обычных людей, окунемся в сказочный мир таинственных мест...

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. в уральском рабочем поселке, ныне г. Сысерть (недалеко от Екатеринбурга) в семье заводского мастера металлургического завода.

Первые свои сказы он написал еще в 1936 г., а первая и самая его известная книга "Малахитовая шкатулка" вышла в 1939 году, когда Бажову было уже 60 лет.
Сборник "Малахитовая шкатулка" объединил 14 произведений.
Затем, из года в год, "Малахитовая шкатулка" пополнялась все новыми сказами, а всего было написано 56 произведений.
Главной темой бажовских рассказов стало мастерство и рабочий характер тружеников Урала.

Шайтан-Камень
Есть еще один заповедный уголок Среднего Урала, с любовью описанный Бажовым в своих сказах. Это озеро И́ткуль, расположенное на севере Челябинской области, в 20 километрах от города Верхний уфалей.
Это настоящее горное озеро, окруженное горами, самая высокая из которых - Карабайка (544м) на юго-западном берегу озера Иткуль, резко выделяющаяся среди соседних невысоких гор.

Название восходит к татаро-башкирскому карабай, дословно "черный бай (богач)". 
Само слово Иткуль, в древние времена звучало как "Иккуль", если произнести точнее, то "Ыййккуль", что в переводе означает священное озеро. Больше трех столетий на озере живут башкиры. А вообще люди облюбовали это озеро еще 7000 лет назад. 

Озеро Иткуль описано Бажовым в сказах «Про Великого Полоза» и «Золотой Волос». 
В 18-19 веках жили легенды среди хитников и старателей, что золото уральское с Великим Полозом связано. 
«…Это есть Великий Полоз. Все золото его власти. Где он пройдет - туда оно и подбежит.

И по сей день, местные жители верят в Великого Полоза и дочь его Айлып.

На закате, сидя на берегу озера и любуясь золотом заходящего солнца, можно представить, как «великий полоз все озеро в три ряда огненными кольцами опоясал». 

А про золото на Иткуле Бажов сказывает, что «из золотой косы полозовой дочки его натянуло»


В южной части озера расположена живописная скала-остров, которая имеет собственное имя Шайтан-Камень (тюрк. шайтан - "злой дух", "черт") .
Именно о нем пишет Павел Бажов в повести «Надпись на камне»:

Про Шайтан-Камень ходят легенды. Одна из них гласит:
Жили на Иткуле мирные люди.
Ловили рыбу, охотились, пасли табуны лошадей.
Но появился злой дух, или шайтан.
Начал пакостить: рвал сети и рыбу выпускал, в лесу бури устраивал, отчего зверь убегал, табуны гонял по всей округе, так что не собрать было. 
По-доброму договориться с ним не получалось, поэтому выставили они на бой со злым духом крепкого парня.
Бились семь дней и семь ночей, пока не победил батыр шайтана.

Бросил его на дно озера, оторвал от скалы кусок и придавил этим куском поверженного врага. 

Есть у Бажова одна башкирская легенда, о дочере золотого полоза красавице Айлып и молодом богатыре, влюбившимся в эту девушку…
Спасаясь от полоза, по совету мудрого филина, влюбленные добрались до озера Иткуль и ушли в глубь камня, где и жили. И по сей день на озере Иткуль, песок и вода с золотой крошкой, словно напоминание о том, что здесь жили девушка с волосами из золота и ее жених-храбрый парень, который зная, что обратной дороги не будет, приехал сюда.

По следам великого полоза

Первое официальное упоминание и описание Полоза зарегистрировано Сабанеевым Л.П. в 1870-ом году:

«…Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз.
Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское.
Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин.
Он в ужасе примчался в село, где я был в то время.
Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса.

Немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака»Уже позднее в 1889 году, в журнале «Природа и охота» была опубликована статья Л. Ушкова

Вот как он описал Полоза:
«…Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные»

Можно долгое время перечислять огромное количество свидетельств встречи с этой таинственной змеей, но очевидно, что Полоз серьезно въелся своими змеиными челюстями в историю и мифологию Урала и не собирается ослабить свою хватку даже в наше время;
… И вот подходят к огню двое.
Один-то Семеныч, а другой с ним незнакомый какой-то и одет не по-нашенски.
Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные.
Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась.
Только глаза зеленые и светят, как у кошки.
А смотрят по-хорошему, ласково.
Мужик такого же росту, как Семеныч, и не толстый, а видать, грузный.
На котором месте стал, под ногами у него земля вдавилась…
… - Это есть Великий Полоз.
Все золото в его власти.
Где он пройдет - туда оно и подбежит.
А ходить он может и по земле и под землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет.
По следам серебряного копытца

Полдневая - большое старинное село.

Нет в нем выдающихся памятников, архитектурных достопримечательностей, хвалиться нечем. Но есть у села необыкновенная сила, которая притягивает к себе самых разных людей, красота этих мест.

Дорога от Полевского до Полдневой шла сквозь дремучий сосновый лес, петляла среди гор и гранитных скал.
Чтобы новопоселенцы не заблудились, их обычно так напутствовали в Полевском:
"Выходите с восходом солнца и идите строго на юг, ровно в полдень будете на месте".
Вот, оказывается, почему наше село зовется Полдневая - от слова "полдень".

Оказавшись на новом месте, переселенцы в срочном порядке строили себе жилище.

Обычно это была катаная из крепких бревен небольшая изба, чаще всего на два окна.
Посреди избы ставили битую из глины печь, которая делила помещение на две части: горницу и кухню-прихожую.

К избе пристраивали холодные сени, чулан с полками и ларями для хранения продуктов.

Как и в сказе про серебряное копытце:
Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел.
Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:
- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.
-А как же,-спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?
- Там, - отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен.
Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.
М. Никулина приводит местное предание конца XIX века:
"Два старика полдневских натакались на хризолиты, намыли два мешочка небольших, повезли в Екатеринбург продавать ли, сдавать ли, а их не берут.
Ну, они приехали да и бросили камешки в воду.
Что с них толку!" Именно здесь, на крошечных речках Бобровке и Хризолитке, вьюжной зимою дедушка Кокованя, девочка Дарёнка и кошка Мурёнка увидели на крыше своего балаганчика козлика Серебряное Копытце.
Синюшкин колодец

В стародавние времена многие жители Зюзелки трудились на рудниках, приисках – да только дорога была не близкая туда.
И альтернативы не было – ведь находился поселок среди болот да топей (считается, что само название поселка происходит от слова «зюзя» - грязь, болотистое место).
Но все же находились смельчаки, которые в сухую погоду старались сократить путь – глядишь пустит болотце перебраться (об этом и в сказе Бажова говорится).

Да только всякое с этими смельчаками случалось – кто-то засыпал в лесу, кто-то память напрочь терял (кроме синего тумана совсем ничего не помнил), а кто-то и вовсе без вести пропадал. Говаривали, что происки бабки Синюшки это, которая богатства несметные охраняет, незваных гостей выпроваживает, а то и вовсе топит их в колодце своем.

Молодой девушкой показывается она только тем, кто душой да помыслами чист.
Того и богатствами своими одарит.

Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие.
А пригожая эта девчонка - и сказать нельзя. Глаза - звездой, брови - дугой, губы - малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя».
А сверху над ее головой старческое лицо.
Синюшка несколько раз меняет обличье.
Глядит, – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька.

Характер у Синюшки строптивый и суровый.
Ленивых и жадных, падких на легкую добычу она не любит.
Местные жители считают старушку вредной обманщицей: мол, всего посулит, а сама в самое гиблое место заведет, и поминай человека как звали.
Если Синюшка увидит того, кто пришел к ней за богатством, то она протягивает к нему руки и утягивает за собой под воду.
Сама Синюшка говорит, что еще не родился удалец, способный из ее, Синюшкина, колодца воды напиться.
Но если есть у путника заговоренный оберег, то Синюшка взять такого человека не посмеет.
Тот же, кто окажется достойным, получит в дар от Синюшки богатство.
Причем это богатство Синюшка должна отдать путнику сама, что называется, передать из рук в руки.


Раньше мнения о том, где же находится Синюшкин колодец расходились: кто-то говорил, что под Азов-горой он находится, кто-то на восточную окраину поселка ссылался. А некоторые вообще были уверены, что в районе Косого брода он располагается.
Власти Полевского, можно сказать, разрешили этот вопрос – в советское время облагородили родник рядом с Зюзельским, обозначив его как туристическое место.

Раньше к колодцу вели дощатые подмостки.
Сейчас они остались – но находятся в крайне разрушенном состоянии.

Старожилы говорят, что Синюшка и поныне здесь людям голову кружит, да плутать заставляет. Но этому есть вполне логическое объяснение: иногда болотные испарения творят с людским сознанием поистине странные вещи.
Огневушка-Поскакушка

В 8 километрах от Полдневой находится поселок Кладовка.
Раньше здесь же находился и Поскакушинский золотой прииск, от которого ныне остался только пруд.

С прииском Поскакушинским, где «золото редькой было посажено», связан один из «полдневских» сказов П.П.Бажова  «Огневушка-Поскакушка».
«…Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…
 …Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать…

…  Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото  вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. 
Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет…».
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Авторизация
Важно ваше мнение
Оцените обновленный Снежинск.ру

Наши партнеры